Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Сегодня все больше рождается детей с отклонениями в развитии. Сенсорные нарушения могут выглядеть как деструктивное поведение с избыточными эмоциональными реакциями (капризы, истерики).

Метод сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция: теория и практика берут свое начало в 90-х годах прошлого века. Впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Э.Д.Айрис, работавшей с детьми и взрослыми, имеющими различные неврологические нарушения. Метод представляет собой упорядочивание ощущений полученных из окружающего мира посредством игр, с использованием специального оборудования воздействующего на аудиальную, визуальную, кинестетическую, вестибулярную сферы ребенка или взрослого.

Цель метода сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция для детей помогает дать мозгу нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах воздействующих на сенсорные системы человека. игры использующиеся в сенсорной терапии дарят ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Плюсы метода сенсорной интеграции

Перед тем, как рассмотреть положительные аспекты метода нужно понять принципы сенсорной интеграции:

  1. Адекватная сенсорная активность важна для развития и обучения ребенка.
  2. Высокая мотивация ребенка, освоение им сложных навыков через преодоление трудностей, заинтересованность в занятиях – дают высокий шанс успеха при использование метода.
  3. Терапевт следует за ребенком в его развитии.
  4. Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную систему.
  5. Задачи, которые терапевт предлагает решить ребенку должны быть ему по силам.

Плюсы метода:

  • целостность подхода в терапии (задействуются все сенсорные системы);
  • происходит налаживание эффективного контакта между родителями и ребенком;
  • ребенок становится более самостоятельным в действиях и манипуляциях с предметами;
  • подходит для детей с тяжелыми когнитивными и нейрофизиологическими отклонениями;
  • в комплексном лечении ДЦП без метода нельзя обойтись, помогает дозреванию сенсорных систем.

Минусы метода сенсорной интеграции

Специалист по сенсорной интеграции на первоначальном этапе ведет ребенка, отмечает все изменения, но в дальнейшем, это длительный процесс, который должен поддерживаться родителями, поэтому им важно обучиться азам методики и продолжать заниматься с ребенком. Сенсорная интеграция – минусы метода:

  • не рекомендуется для детей с небольшими интеллектуальными нарушениями;
  • не всегда ребенок осваивает в процессе желаемый навык;
  • ребенок, получив знания о взаимодействии с предметами, своим телом должен самостоятельно связать это все воедино, научиться делать выводы, что тоже не всегда получается.

Применение сенсорной интеграции

«Сенсорная интеграция в диалоге» – книга немецкого психо-энерготерапевта У. Кислинг помогает распознать проблему ребенка, понять ее причины и вовремя скорректировать сенсорные нарушения. Сенсорная интеграция – многофункциональный метод, решающий сразу несколько задач, поэтому он с успехом может применяться в следующих областях:

  • дефектологии;
  • нейрофизиологии;
  • логопедии;
  • психотерапии;
  • неврологии;
  • реабилитологии;
  • педагогической деятельности.